Дата: 13 сентября 2018 г.
Источник: podrobno.uz
96

Ассоциация частных туристических организаций Узбекистана направила в Государственный налоговый комитет, Министерство финансов, Государственный комитет по развитию туризма, Национальное агентство проектного управления и Кабинет Министров письмо.

В нем организация просит учесть при разработке нового Налогового кодекса, что введение НДС приведет к увеличению стоимости турпакетов и снижению конкурентоспособности Узбекистана на международном рынке туризма, а также предлагает конкретные меры по выходу из складывающейся ситуации. Подробнее о проблеме и методах ее решения рассказала председатель Ассоциации частных туристический организаций Узбекистана Гулчехра Исраилова.

В чем проблема?

Впервые для обсуждения на высоком уровне эту проблему ведущие туроператоры вынесли в июле 2018 года на встрече членов нашей ассоциации с заместителем премьер-министра Азизом Абдухакимовым, а затем и на встрече в Кабинете Министров.

Для ее детального изучения и проработки путей решения была создана рабочая группа, в которую вошли эксперты в области туризма, имеющие стаж работы в отрасли более 20 лет. Были подготовлены письма, в которых дается подробный расклад ситуации с расчетами и предложениями по выходу из положения. Сегодня развитию туризма уделяется приоритетное внимание как ведущей отрасли экономики, и мы считаем, что государство должно нас поддержать.
Как известно, сейчас готовится новый Налоговый кодекс. Планируется, что предприятия с оборотом более 1 миллиарда сумов перейдут с единого налогового платежа на общеустановленные налоги. Продажа туров за валюту и привлечение иностранных туристов в Узбекистан признаются экспортом услуг.
Как и в большинстве развитых и развивающихся стран, правительство Узбекистана давно поддерживает экспорт товаров и услуг. Экспортеры товаров будут применять нулевую ставку НДС согласно статье 212 Налогового кодекса. Международные перевозчики также применят нулевой НДС к экспорту своих транспортных услуг по статье 216 Налогового кодекса. А поддержка экспорта других услуг в кодексе сейчас никак не обозначена.
Это означает прекращение с 2019 года поддержки экспортеров услуг и, в частности, всей туристической отрасли. А без нее развитие отрасли невозможно. Более того, без поддержки мы ожидаем значительное снижение потока иностранных туристов, притока валютной выручки, занятости, как в самой туристической отрасли, так и в смежных сферах.
Таким образом, с переходом предприятий туристической отрасли на общее налогообложение c учетом НДС налоговая нагрузка на смежные предприятия увеличится и, как следствие, поток иностранных туристов снизится из-за повышения цен на туры. В связи с этим значительная часть потока иностранных туристов просто будет переориентирована на другие конкурентные направления.

Выход из очевидно опасной для развития туризма в стране ситуации мы видим в коррекции некоторых статей Налогового кодекса и именно об этом мы говорим в своих обращениях к власти, а также предлагаем три варианта выхода из сложившейся ситуации.

Что делать?

Мы предлагаем три варианта, которые будут способствовать повышению рентабельности туристической отрасли, дополнительным поступлениям в бюджет за счет налога на прибыль юридических лиц.

Вариант № 1.

Мы предлагаем исключить из пункта 15 статьи 208 Налогового кодекса слова "туристско-экскурсионных услуг" и соответствующий абзац, однако ввести новую статью (например, 217-2) с текстом "Оборот по реализации туристско-экскурсионных услуг облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке".

В результате появится возможность принимать в зачет НДС по входящим услугам (гостиницы, музеи, рестораны и тому подобное), поскольку вместо необлагаемого оборота у туроператоров он будет облагаться, но по нулевой ставке.

Вариант № 2.

Суть предложения заключается в том, чтобы исключить из пункта 15 статьи 208 Налогового кодекса слова "туристско-экскурсионных услуг" и соответствующий абзац и дополнить статью 212 словами "и услуг", то есть распространить действие нулевой ставки НДС на экспорт услуг, а не только товаров.

Результат будет почти таким же, как в предыдущем варианте, но помимо туристической отрасли будет стимулироваться оказание любых других услуг на экспорт, что приведет к увеличению притока валютных средств в республику.

Вариант № 3.

Выйти из складывающейся ситуации можно, сохранив положения пункта 15 статьи 208 Налогового кодекса в части туристско-экскурсионных услуг в неизменном виде, но при этом исключив из статей 220 и 221 положения, запрещающие принимать в зачет НДС по товарам (работам, услугам), используемым для необлагаемого оборота.

Логика льгот по НДС заключается в том, чтобы сдержать рост цен на соответствующие товары (работы, услуги) для конечного потребителя. Однако в настоящей редакции льгота по НДС не достигает этой цели, поскольку она запрещает зачет входящего НДС, что в любом случае вынуждает лицо, пользующееся льготой, повышать цены.

Если предложение № 3 будет принято, цены на все товары (работы, услуги), по которым предусмотрены льготы статьей 208, не повысятся при переходе на НДС предприятий соответствующих отраслей, что и является изначальной целью установления этих льгот.

Мы очень надеемся, что один из наших вариантов будет принят при разработке нового налогового законодательства, что обеспечит устойчивое развитие туристической отрасли и страны в целом.