Проект Европейского Союза «Усиление сельского и экотуризма через бизнес-ассоциации для устойчивого экономического развития в Центральной Азии» в Республике Узбекистан успешно реализован Ассоциацией частных туристических организаций Узбекистана (АЧТО). И в рамках реализации проекта, который был всесторонне поддержан Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма, удалось достичь больших успехов и позитивных результатов. Проект ЕС дал мощный импульс для развития СВТ в Узбекистане.
Для эффективной реализации проекта был разработан комплексный план мероприятий, состоящий из нескольких компонентов: информационно-популяризирующего (веб-сайт, брошюра, пособие, участие в выставках), образовательного (семинары-тренинги) и блока повышения профессиональных компетенций (нетворкинг, участие в разработке законодательных актов).
Потенциал СВТ в Узбекистане крайне высокий и отрадно, что для его эффективной реализации со стороны правительства прилагаются все необходимые усилия и меры. Большим подспорьем, которые стали необходимым и своевременным импульсом в развитии СВТ и гостевых домов в Узбекистане, стали принятые нормативно-правовые акты: Закон о туризме, Концепция развития сферы туризма в период до 2025 года и Указ Президента РУз «О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма в Республики Узбекистан».
Следует подчеркнуть, что эксперты АЧТО и специалисты проекта принимали активное участие при подготовке вышеуказанных документов, где в каждом нормативно-правовом акте особое внимание уделено росту потенциала сельского туризма в нашей стране. Также экспертная группа АЧТО приняла активное участие в разработке Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об организации деятельности семейных гостевых домов».
Высокий уровень взаимопонимания представителей бизнеса и органов государственной власти - ключевой фактор позитивных изменений
В рамках реализации проект АЧТО был разработан и запущен проект «APTA Networking Club» для представителей туристического бизнеса, в том числе владельцев семейных гостевых домов. В рамках «APTA Networking Club» представители госорганов и бизнеса в сфере туризма имеют отличную возможность обсудить в неформальной обстановке все проблемные вопросы, препятствующие развитию отрасли. Именно формат c личным общением предпринимателей и представителей госорганов — лучшая возможность перевести проекты и деятельность на следующий уровень, а также эффективно решить наболевшие проблемы и получить компетентные ответы на накопившиеся вопросы.
Заседания «APTA Networking Club» прошли в Самарканде и Бухаре. В рамках выездных заседаний «APTA Networking Club» Ассоциацией частных туристических организаций был подписан меморандум о сотрудничестве с руководством Самаркандского и Бухарского областных хокимиятов.
Информационная реклама и поддержка
В рамках реализации проекта Европейского Союза «Усиление сельского и экотуризма через бизнес-ассоциации для устойчивого экономического развития в Центральной Азии» в Республике Узбекистан для рекламного продвижения семейных гостевых домов разработан специальный сайт –www.cbtuzbekistan.uz, где размещается подробная информация о каждом гостевом доме с демонстрацией расположения на интерактивной карте, также издана брошюра «СВТ в Узбекистане».
В целях рекламного продвижение СВТ разработан и утвержден логотип СВТ (гостевых домов) Узбекистана, который может сформировать узнаваемый образ сельского туризма страны.
В Узбекистане есть все необходимые условия и возможности для развития и роста популярности СВТ. Уникальная природа и богатая культура, а самое главное, что гостеприимство у нас является обязательным компонентом воспитания и поведенческих стереотипов. Для жителей нашей страны гость – это самый дорогой человек и ему предоставляются самые лучшие условия и формируют самый интересный досуг.
Проект Европейского Союза «Усиление сельского и экотуризма через бизнес-ассоциации для устойчивого экономического развития в Центральной Азии» в Республике Узбекистан смог наглядно продемонстрировать, что Узбекистан уже в ближайшее время может стать привлекательной точкой дестинации для поклонников сельского туризма всего мира.
Повышение потенциала напрямую связано с повышением уровня знаний и компетенций
В рамках реализации проекта АЧТО был разработан программа недельного обучающего семинара, участниками которых стали начинающие предприниматели, выразившие заинтересованность и готовность освоить новый вид бизнеса. Программа обучающих семинаров была направлена на повышение уровня знаний и укрепление потенциала участников по организации работы и успешному управлению гостевых домов.
Обучающая программа была крайне насыщенной и познавательной, в нее были включены и темы узкой специализации, которые имеют важное значение для успешного функционирования гостевых домов, такие как введение в туризм, создание и управление гостевым домом, этикет приема и обслуживания туристов. Все занятия проходили в интерактивной форме, с активным использованием деловых ролевых игр. Полезные и прикладные публикации также были в фокусе внимания. Экспертами АЧТО был разработано и издано практическое руководство по созданию и ведению гостевого дома «Гостевой дом в Узбекистане». Учитывая необходимость устранения языкового барьера, в рамках проекта, был разработан и издан «Узбекско-русско-английский разговорник для сотрудников сферы гостеприимства».
В рамках проекта, в целях развития СВТ и гостевых домов, по всей республики организованы обучающие семинары, где приняли участие 755 участников, владельцы гостевых домов и потенциальные владельцы гостевых домов. Из них 484 участников женщины. Соответственно, деятельность проекта ЕС смогла сформировать мультипликационный эффект. Помимо решения проблем занятости населения, повышения доходов жителей сельских районов страны, параллельно решаются и проблемы с гендерными вопросами. Потому что прямыми выгодоприобретателями от роста популярности СВТ, в основной массе, являются женщины.
Следует подчеркнуть, что образовательным компонентом, за весь период действия проекта, были охвачены все регионы Узбекистана. В некоторых областях страны, обладающих высоким потенциалом в развитии СВТ, обучающие семинары были организованы многократно. Это связано с тем, что число желающих освоить новый вид бизнеса в сельской местности оказалось достаточно высоким. Их привлекает возможность организации и предоставление туристских услуг в гостевых домах. Тем более, что в Республике Узбекистан за последние годы сделано много шагов и осуществлено множество мер, которые делают сегмент СВТ крайне перспективным.
Одной из задач всех мероприятий проекта является построение нетворкинга. Нетворкинг подразумевает формирование деловых связей, включая поиск новых знакомств и процесс установления контактов для решения своих проблем и извлечения выгоды. В рамках обучающего процесса участники не только получали необходимый объем знаний, но и формировали деловое сообщество на базе местной общины. В сегменте гостевых домов выстроенный эффективный нетворкинг особенно важен и полезен. Благодаря организованным мероприятиям в 24 районах в регионах Узбекистана развиваются и активно функционируют СВТ- сообщества. Все группы активны и готовы к совместным усилиям по развитию и эффективному использованию туристического потенциала регионов.
Учитывая, что рост популярности сельского туризма связан с множеством факторов, также АЧТО были организованы семинары для туроператоров, отельеров, представителей госорганов, охват которым составил 320 участников (из них 224 участника женщины).
Более подробную информацию можно получить здесь: https://cbtuzbekistan.uz/